Общие сведения о куполах, формах, материалах и технологиях , часть 2

Позолота куполов: краткий экскурс в историю, базовые методы, современные технологии и новые разработки. Методическое пособие по позолотным работам.

Данная статья составлена на основе общеизвестных методик реставрации и золочения куполов с дополнениями по технологии, разработанными реставраторами мастерских  «Антик Нуво». Мы приветствуем любые уточнения и замечания. Просим простить авторам некоторую скупость в рассмотрении очевидных вопросов и нюансов, а также не научный, порой, популярный язык. Статья рассчитана на специалистов реставраторов и позолотчиков начального и среднего уровня, а также на непрофессионалов. Материал знакомит читателя с основами позолотных работ: читатель найдет поверхностное описание всех основных методов золочения, а также ознакомится с историей методов и новыми технологиями.

Часть вторая. начало публикации тут

Наши услуги: изготовлени е куполов.

kupola003

Элементы куполов

10. Фонарь (латерна)

11. Купол

12. Барабан

13. Парус

Особые детали куполов

14. Окулюс (опейон)

15. Кессон

16. Аттиковый ярус

Кстати, купол это базовый термин. Существуют также такие понятия как главки, луковки и шатры. Четкое деление существует, но в отношении православной архитектуры терминология зачастую размыта, однако принято называть луковками малые формы куполов, шатрами — не сферические формы, чаще многогранники. Еще один термин ингибиторы — общее название всех покрытий.

izgotovlenie-kupolov_04

Классическая луковка с юбкой.

 Теперь рассмотрим базовые методы покрытия. Технологий мало, но они разнообразны «внутри» в зависимости от степени подготовки поверхности и стадии процесса — позолота нового купола или реставрация старых покрытий. Как и во всех остальных реставрационных технологиях не существует одного метода и одной последовательности работ.

Золочение куполов методом нанесения нитрид-титанового покрытия

 Технология золочения металлов методом нанесения нитрид-титанового покрытия стала распространяться в последние годы и ее начинают применять в области золочения куполов. У технологии есть масса плюсов и ряд существенных минусов. Данная технология позволяет покрывать любой метал напылением по цвету и блеску аналогичному золоту. Это относительно не дорогой метод. Гарантия на стойкость такого довольно инертного покрытия высока, но нам не известны примеры таких покрытий старше 5-8 лет — несерьезный срок для декора церквей. Список минусов сводит на нет все плюсы. Цвет данного покрытия не золото, а медное золото, то есть цвет золота с высоким содержанием примесей, красноватый. Упомянутая инертность  покрытия не уникальна, так как золото является очень инертным металлом (высокая инертность означаем малую степень взаимодействия металла с внешней средой). Не последним пунктом является отклонение от традиции. Честно признаем, что знакомы с технологией поверхностно, по публикациям и отчетам коллег. Уверены, что у технологии большое  будущее и, возможно, она будет применяться при реставрационно-реконструкционных работах.

izgotovlenie-kupolov_06

Амальгамное или огневое золочение

Амальгамное покрытие золотом применялось относительно недолго и технология не получила распространения, несмотря на феноменальную стойкость. Причина - чрезвычайно вредное производство. В Петербурге есть только один пример этой технологии — купол Исаакиевского собора, на который было нанесено 100 килограмм золота. Удивительно, но на нем до сих пор оригинальная позолота. Такая стойкость исключительна. Но при позолотных работах купола погибло 60 мастеров. Технология проста и не вдаваясь в химические тонкости опишем ее так. При огневом золочении происходит диффузия (проникновение на атомном уровне) золота в металл основы. Золото растворяли в ртути, потом над горящими углями устанавливали медный лист, на который наносили амальгаму, и все время ее растирали. Эта технология была крайне вредной для здоровья. Когда ртуть выпаривается золотая плетка настолько крепко схватывается с основой, что удалить ее можно только при физическом воздействии.

В силу чрезвычайно высокого уровня вреда технология почти не применяется. Справедливости ради, отметим, что иногда она незаменима, например, при реставрации ювелирных изделий для соблюдения технологического процесса.

Гальваническое золочение

Гальваническое золочение наши специалисты применяют очень широко. Это лучший, порой, единственный способ золочения бронзового убранства. Этот способ мы привели в данную статью, так как он удобен при золочении церковной утвари, элементов декора, например, крестов. Но, к сожалению, не применим при золочении куполов. Причина в том, что при работе с гальваникой требуется проведение очень большого количества сборок-разборок, перевозок  (гальванизировать можно только на налаженном производстве, делать это «в поле» невозможно) и тд. Все эти этапы существенно усложняют остальные процессы, и все плюсы гальванического метода сводятся на нет. Но главный недостаток технологии гальваники в случае с куполами, это то, что чтобы получить хороший равномерный по качеству (толщине покрытия, тональности золота) результат практикуется погружение в гальваническую ванну всего объекта. Очевидно, в силу размеров куполов это не возможно.

izgotovlenie-kupolov_05

Сам по себе процесс прост, уровень результата зависит от степени соблюдения технологии, но больше — от подготовительных работ. Деталь, чаще всего из медного сплава (бронза или латунь) травится, чеканится и шлифуется, после чего поступает на гальваническое производство, где в зависимости от требуемого результата проводят дополнительную подготовку. После чего предмет помещается в ванну, наполненную электролитом, присоединяют к сложной электрической системе подаче тока в качестве катода. Металл, которым планируется проведение покрытие, растворен в электролите в виде соли, то есть не в чистом виде, а смешанном с солями. В соответствии с заданием подается определенный ток на четко определенное (математически просчитанное) время. В процессе гальванизации частицы драгоценного метала на молекулярном уровне отщепляются от соединения соли и прикрепляются опять же на молекулярном уровне к поверхности катода, то есть обрабатываемой детали. Несмотря на ограничения по применению гальваники в реставрационных работах эта технология, как мы упомянули выше, в определенных работах связанных с позолотой куполов чрезвычайно удобна.

Позолота сусальным золотом

Собственно, главный и по сути  единственный метод позолоты куполов. Остальные рассматриваются для полноты описания и имеют очень серьезные недостатки. Если излагать очень кратко, то суть метода в том, что на подготовленную (гладкую и сухую) поверхность купола наносят клеящий лак, на который клеятся тончайшие пластины сусального золота. После нанесения золота оно расправляется и располировывается, после чего поверхность консервируется, то есть покрывается защитным лаком.

Сусальное золото это тончайшие золотые пластинки, которые вкладываются в специальные книжки, между листами тонкой папиросной бумаги. Сусальное золото в них всегда одного размера – 9,5х9,5 см, но может быть разной толщины – от этого зависит так называемый лигатурный вес сусального золота. Тонкое золото – 1-2 г – применяется для внутренних работ – золочения багетных рам, нимбов  на иконах, киотов, предметов ДПИ и тд. Золото с лигатурным весом 3-5 г используется для золочения куполов, внешнего декора, скульптуры. Например, фонтан «Самсон» в Петродворце покрыт 5-граммовым сусальным золотом.

Если быть точнее, то наиболее распространенный формат сусального золота это 91,5х91,5 мм. В каждой книжке содержится 60 листов золота. Толщина золотых листов различна и варьируется от 0,13 до 0,67 микрона. Вес книжки, в зависимости от толщины листов золота, колеблется от 1,25 до 6 г. Книжки весом 2.5 г и более применяются для золочения только наружных поверхностей, весом от 1,25 до 2,5 г — для золочения предметов внутри помещений.

Сусальное золото, точнее покрытие сусальным золотом, теоретически можно нанести   на любую поверхность. Чем стабильнее основа и меньше внешнее воздействие, тем дольше это покрытие будет держаться.  Только в одном случае покрытие сусальным золотом будет вечным: если предмет является музейным экспонатом и находится в  замкнутом пространстве, например, стеклянном ящике, и не подвергается перепадам влажности, температуры и тд (конечно, самое неприятное воздействие  для такого покрытия — физическое, но в музее это исключено). Но на самом деле даже при идеальных условиях хранения позолота сусальным золотом разрушается. Срок сохранности сусального покрытия нельзя указать заранее. Можно лишь делать общие прогнозы. Например, в условиях музейного  хранения позолота на лепнине стоит от 3 до 15-20 лет. В аналогичных условиях полированная позолота на левкасе — до 70-100 и более лет. Позолота куполов  сусальным золотом масляным способом на лак мордан стоит от 10 до 30-35 лет. Нам известны случаи, когда позолота уже через 3-5 лет начинала опадать. Обычно причиной является химический конфликт основы, часто — окисление меди. Как правило, промахом реставраторов в таких случаях является неполнота подготовительных работ или плохая консервация. Напомним, покрытие сусальным золотом имеет не только  декоративное предназначение — оно защищает купол.

Рассмотрим классический пример технологического цикла позолотных работ по предметам ДПИ, например, с деревянной резьбой и позолота лепных элементов декора. Основным грунтом под позолоту для предметов из гигроскопических материалов (дерево, гипс) является левкас — плотное гладкое и твердое покрытие, которое состоит из наполнителя (мела) и связующего (клея). Такое покрытие дает возможность окончательно формовать рельеф предмета и является основой для нанесения сусального золота.

Не будем лукавить, специалисты реставрационных мастерских «Антик Нуво» используют разные довольно оригинальные рецепты левкасов. Этот вопрос мы опустим, но, поверьте, все рецепты этой и других наших статей являются классическими и жизнеспособными.

Обратите внимание, левкас при особо ответственных работах наносят несколько раз, щедро покрывают кистью, но не толще 2-2,5 мм.  Конечно, толщина слоя разнообразна при разных работах, например, такой же левкас при реставрационных работах в подразделении иконописи и реставрации темперной живописи «Антик Нуво» кладется слоями не более 0,5 мм. Слою дают полностью высохнуть. Для получения твердой и абсолютно гладкой поверхности левкас 2—3 раза покрывают спиртовым шеллачным лаком, затем шлифуют водостойкой микронной шкуркой и два раза покрывают масляным лаком.

После просушки последнего слоя лака поверхность резьбы покрывают лаком МА-594 («мордан»), на который и накладывают золото «на отлип». Мы рекомендуем использовать мордан европейских производителей. Хорошо себя зарекомендовали компании из Италии.

Покрытие золотом «на отлип» означает, что золото наносится как апликация, оно как бы падает на поверхность предмета, а предмет за считанные минуты до этотого покрыт лаком мордан, кстати, иногда встречается написание название лака — мардан. По-сути процесс выглядит так: поверхность предмета покрыта лаком, позолотчик специальной кистью за счет естесственного электрического заряда подцепляет предварительно раскроеный кусок золота. Напомним, сусальное золото чрезвычайно тонкий материал и он не терпит прикосновений, при попадании на руку листик превращается в пыль и прилипает к коже множеством песчинок. Вернемся к нашему позолотчику, кисть с висящим в воздухе листиком золота подносится к липкой поверхности и от легкого касания одним краем она приклеивается к поверхности.

Золочение куполов храма Архангела Михаила в селе Меркушино

Для золочения металлических поверхностей (медь, железо) применяют метод масляного золочения сусальным золотом. При производстве работ в атмосферных условиях (позолота куполов и других деталей) сооружают специальные будки или шатры для защиты золотой поверхности от пыли, дождя и ветра.

Технология процесса золочения металлических поверхностей сусальным золотом состоит из трех этапов:

— подготовка поверхности под золочение;

— подготовка материалов и нанесение грунтовочных слоев;

— золочение.

Для приготовления грунтов используются такие материалы, как: свинцовый сурик, тонкотертый свинцовый крон, лак ЯН-54, лак ЯН-153 или ГФ-166. Грунт наносится 3 раза. Перед нанесением последующего слоя грунта просушенную поверхность шлифуют водостойкой шкуркой среднего зерна, затем промывают водой и обезжиривают спиртом. Подготовленную поверхность золотят масляным способом на лак МА-594. После накладки золото прижимают, затем располировывают тампоном из ваты. Золото наносят обязательно внахлест, места разрывов и трещины «фликуют». По окончании золочения лак МА-594 должен окрепнуть в течение 20—25 суток.

Загадки золотых куполов. Барочные дворцы, декорированные золоченой пластикой, возвышающиеся блестящие шпили и огромные "золотые" купола соборов – выразительные черты "блистательного" образа Санкт-Петербурга. О том, как сохраняется золоченая роскошь города, мы беседуем с главным специалистом отдела экспертизы Комитета по Государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Сергеем Георгиевичем Тучинским. Какие объекты, нуждающиеся в золочении, находятся в ведении КГИОП? Это декоративные части экстерьеров из цветного металла, золоченые элементы интерьера и городские купола. Какие крупные работы завершены в последние годы? Шпиль и кораблик Адмиралтейства, фигура ангела на Александровской колонне. Колоссальные работы проведены по воссозданию и реставрации интерьеров Екатерининского дворца и павильона Эрмитаж в Царском Селе, Большого дворца в Петергофе.

Расскажите, пожалуйста, о существующих видах золочения.

В интерьерах используются клеевое и масляное золочение, гальваника. Технологии гальванических интерьерных работ были известны и раньше. Такое золочение делали на "Русских самоцветах", на Петергофском часовом заводе, где были гальванические ванны для больших люстр, бра.

В последние три года стали восстанавливать забытые фасадные гальванические технологии. Уже две петербургские фирмы вышли на технологии, пригодные для уличных работ. Проблема состоит лишь в необходимости иметь гальванические ванны соответствующих размеров. На фасадах сейчас используется листовое «тяжелое золото» из так называемых «книг», с «удельным» весом более 2,5 г. В дореволюционное время для золочения куполов использовались книги с 4-х – 6-граммовым золотом. Чем толще лист, тем долговечнее покрытие. Это известный метод золочения, когда золотой «книжный» лист накладывается на лак «мордан». Была разработана технология гальванического золочения, где вначале осуществлялась никелировка с подготовительными слоями, где никель служил защитным покрытием. Затем наносили тончайший слой золота, который, собственно, и определял цветовое решение объекта. Так сделаны в Петергофе маскароны у фонтанов. Стоят неплохо. А вот "Самсон, разрывающий пасть льва", где бронза позолочена на лак «мордан», уже через один-два сезона практически теряет покрытие.

На фасадах сейчас используется листовое «тяжелое золото» из так называемых «книг», с «удельным» весом более 2,5 г. В дореволюционное время для золочения куполов использовались книги с 4-х – 6-граммовым золотом

Как сегодня золотят городские купола? Здесь все традиционно: применяется сусальное листовое золото, все зависит лишь от его веса и толщины. Позолотчики работают, накладывая листы непосредственно с «книги». Поэтому процесс золочения быстрый. Перед этим поверхность расчищают в респираторах, так как старая подготовка включала свинец, затем шкуркой наносят антикоррозионное покрытие – свинцовый сурик на натуральной олифе. Последовательно ошкуривают и обезжиривают. Затем, если необходимо, идет тонкая шпаклевка, второй тонкий слой свинцового сурика, промывка, слой свинцового крона с добавлением свинцового сурика для подцветки, два слоя лака. Потом натирают морданом, накладывают золотые листы, притирая их тампоном к поверхности.

Как долго длятся реставрационные работы на куполе крупного собора? Бывает по-разному. Но практически должен быть сезон. Все зависит от того, какое количество реставраторов работает надо объектом. Купола золотят в шатрах – это леса, обтянутые полиэтиленом, чтобы не было пыли, основного врага позолотчика. Важны вопросы температуры, влажности. После того, как выполнено золочение, купол должен постоять хотя бы пару месяцев под шатром, чтобы сродниться с климатом. Как сохраняется золочение? Золочение цветного металла сусальным золотом сохраняется на фасадах 30 - 35 лет. Но были примеры, когда ожидаемого эффекта не было получено, и покрытие стояло всего три года, затем начинались коррозия, отслоение пятнами. Поэтому важно провести сначала серьезные испытания. На базе лабораторий, имеющих необходимые возможности и сертификаты. Испытания проводим в Институте прикладной химии, в лаборатории Института нефтехимии и в других закрытых центрах. Сделав несколько вариантов, выбираем лучший, проводим пробное испытание и наблюдаем.

izgotovlenie-kupolov_08

Существует ли разница между технологическими подходами к реставрации утраченных фрагментов золоченых поверхностей и к их полному воссозданию? В большинстве случаев реставрировать можно все, если есть необходимые технологии, нужны только профессиональные руки, время и деньги. Но не существует, например, технологии реставрации масляного золочения – золочения на лак «мордан». Это, прежде всего, купола. Здесь мы все удаляем и делаем заново. Существуют методики реставрации гальванического золочения, но только для музейных вещей. Неизведанная область, где придется что-то разрабатывать, это позолота купола Исаакиевского собора, единственное оставшееся огневое золочение, сохранившееся со времен строительства собора. Других куполов со старым золочением в Петербурге нет. Огневое золочение не повторить, его теперь не используют. Это золочение с амальгамой. При огневом золочении происходит диффузия золота в металл. При этих работах брали ртуть, в которой растворяли золото, потом над горящими углями устанавливали медный лист, на который наносили амальгаму, и все время ее растирали. Эта технология была крайне вредной для здоровья.

Существовала еще одна старинная технология, которую сейчас не применяют. Это морданное золочение, где лаковый слой полировали, а потом наносили сусальное золото. Создавался эффект гальванического золочения. Ну и, конечно, до революции делалось золото разного цвета, разной толщины.

Где в наши дни делают материалы для позолотчиков? На Западе существуют фирмы, которые заняты изготовлением таких материалов. Удобное рулонное золото делают в Германии. За границей используется также золото с легким адгезивом – на кальке. Используя его, вырезают то, что необходимо, накладывают и удаляют бумажку. Это удобно. В Москве делают обычные книги сусального золота. Я поняла, что профессия позолотчика в России всегда была востребована. Как становятся мастерами? До 1991 г. только в Пушкине работало две большие бригады. В начале 1990-х гг. эта специальность была не востребована. Работы достаточно дороги по материалу и рукам. Сейчас люди возвращаются. Приходят двумя путями: учениками в бригаду или обучаются в специальных училищах. Мастерам присваивается разряд в зависимости от их навыков и овладения операциями.

Технология позолоты куполов, маковок

Технологический процесс покрытия купола сусальным золотом мы описали выше. Теперь перейдем к вопросу организации работ. Главное, чего стоит опасаться при работе с сусальным золотом — пыль и перепады влажности. Менее опасны, но существенны следующие моменты: длительность рабочего цикла подготовка-нанесение-консервация-сушка, ветры и передвижения воздуха, качество расходных материалов (в целом и по партиям). Наш опыт показывает, что попытка сэкономить на одном из пунктов всегда оборачивается непредвиденными затратами на последующих этапах.

Конструкция лесов может быть весьма тесной, но должна обеспечивать доступ к одному участку поверхности 2 специалистов-позолотчиков. Леса должны быть многоуровневыми и давать доступ ко всем участкам купола. Высота яруса не менее 100 и не более 150 см, расстояние от поверхности купола до пола лесов от 20 до 35 см. Главная особенность лесов, двойная полиэтиленовая оболочка, защищающая от влаги и ветров. Внешняя оболочка из плотного армированного полиэтилена; внутренняя из тонкого, склонного к растяжениям. Важно:  максимальная прозрачность полиэтилена: сусальное золото можно наносить только при естественном освещении.

Рекомендуемый материал для лесов — древесина сосны (брус сечения от 10 и 15 см, доска обрезная не менее 4 см толщиной). Конечно, существуют исключения, но дерево подходит лучше всего. Во-первых, все крыши церквей имеют разные конструкции и уклоны, следовательно применение стандартных готовых лесов исключено. Во-вторых, дерево, а мы рекомендуем использовать сосну легкой просушки, создает микроклимат, то есть собственным объемом гасит высокую влажность и компенсирует низкую. А перепады влажности, к сожалению неизбежны. При начале работ с новым куполом или новой партией золота рекомендуется делать тестовые фрагменты, так называемые вызолотки. Эти пробные фрагменты площадью в 1-3 дм2 позволяют проверить качество подготовительных работ и материалов. Особое внимание уделяется всем без исключения материалам, даже самым простым. Эта простая реставрационная аксиома не раз нас выручала.

Савельева Людмила Львовна (специалист высочайшего уровня, за спиной которого реставрационные мастерские Русского музея, ряд крупных объектов в Санкт-Петербурге и бывшем СССР), Лакомова И.А., Пальщиков И.Г. – руководители и мастера подразделения «Антик Нуво Золото». Июнь 2004 г..

 

 

Использованная и рекомендуемая литература

 

1. Э. Бреполь, Теория и практика ювелирного дела./пер. с нем., Л., 1973, 1977, изд. «Машиностроение»

2. Техника художественной эмали, чеканки и ковки., М., 1986, изд. «Высшая школа»

3. Постникова-Лосева М.М., Мишуков Ф.Я., Русское ювелирное искусство X-XII вв., в сборнике Русское декоративное искусство, Т1, М., 1962

4. Рыбаков Б.А., Ремесло Древней Руси, М., 1948

5. А.В. Банк, Прикладное искусство Византии IX-XII вв., М., 1978, изд. «Наука» главная редакция восточной литературы

6. А.В. Банк, Некоторые письменные свидетельства о художественной обработке металла в Византии, сборник «Античная древность и средние века», сборник 10, Свердловск 1973

8. История русского искусства, Т1, М., 1963, изд. АН СССР

 

 

Москва

Духовской переулок 1/14
+7 (499) 110 3452
 
 

С-Петербург

Газовая ул. д. 10
+7 (812) 385 5189

Компания работает по всей территории России.

Наш основной профиль:

Карта сайта


Яндекс.Метрика