Общие сведения о куполах, формах, материалах и технологиях , часть 1

Позолота куполов: краткий экскурс в историю, базовые методы, современные технологии и новые разработки. Методическое пособие по позолотным работам.

Данная статья составлена на основе общеизвестных методик реставрации и золочения куполов с дополнениями по технологии, разработанными реставраторами мастерских  «Антик Нуво». Мы приветствуем любые уточнения и замечания. Просим простить авторам некоторую скупость в рассмотрении очевидных вопросов и нюансов, а также не научный, порой, популярный язык. Статья рассчитана на специалистов реставраторов и позолотчиков начального и среднего уровня, а также на непрофессионалов. Материал знакомит читателя с основами позолотных работ: читатель найдет поверхностное описание всех основных методов золочения, а также ознакомится с историей методов и новыми технологиями.

Изготовление и позолота куполов: краткий экскурс в историю, базовые методы, современные технологии и новые разработки. Методическое пособие по позолотным работам.

 Наши услуги: изготовлени е куполов.

Одним из наиболее известных символов России и Древней Руси являются   золотые купола церквей. Традиция золотить купола пришла как и существенная часть православной культуры из Византии. В давно не упоминаемом подтексте купола символизируют шлемы Священного  (Божественного) Воинства. Но этот смысл давно утерян или, как минимум, не вспоминается. Внутренняя часть купола, обращенная вниз, как правило, была украшена сюжетом Господь Вседержитель (иллюстрация ниже или звездным небом), в некоторых церковных терминологиях свод так и называют – небосвод или небо.

izgotovlenie-kupolov 01

Основные художественные мотивы Христианства в православной традиции утвердились на Руси в XI-XII веках. В это время на Руси стали зарождаться самобытные школы иконописи и именно в это время стала появляться особая русская православная архитектура, неотъемлемой частью которой были и остаются по сей день — купола храмов и церквей.

Базовые формы башенок, характерные для Руси и сохранившихся памятников – купол. Значительно реже встречаются формы башенок в виде пирамидальных шатровых. Последние более характерны православным храмам Армении и Грузии. Стоит отметить, что на протяжении X-XVIII веков формы башенок встречались самые разнообразные. Чаще всего выбор делался зодчими, хотя известны факты, когда определенные формы запрещались законодательно. Также отметим, что форма куполов на Руси практически сразу стала самобытной относительно форм Византии, достаточно сравнить известные нам памятники архитектуры. И, как это часто бывает в архитектуре, форма башенок стала определяться намереным смешением стилей. Например, знаменитый собор Иоанна Кронштадского был построен в стиле неоромантизм и архитектор намерено использовал форму куполов в византийском стиле (кстати, в архитектурных приемах архитектора явно прослеживается некоторое влияние модерна).

kupola001

Типы башенок

1. Ротонда

2. Купольная

3. Империал

4. Коническая шатровая

5. Пирамидальная (шатровая)

Классические русские купола, яркие символические и самобытные части внешнего облика церквей, распространены повсеместно. Конечно, не все купола позолочены и не все можно покрыть сусальным золотом (или имитацией) технически. Часть, например, на Кижах, покрыты дранкой, фигурными деревянными пластинами толщиной 10-25 мм, другое название — лемех. Подавляющее большинство куполов покрыты металлом без внешнего декоративного золотого слоя, медными или жестяными пластинами. Но самым ярким покрытием остается позолота. Как правило, позолотой покрывали главные купола главных храмов и церквей. Само собой, покрытие зависело от состоятельности прихода. Технология всегда была дорогой и покрыть сусальным золотом все купола просто не возможно по финансовым соображениям.

Конструкция куполов, маковок, шатров

 Сам по себе купол, как правило, строился как полый деревянный, металлический или комбинированный каркас, покрытый согнутыми фигурными, часто, ромбовидными или просто прямоугольными листами металла, в случае с позолоченными  куполами преимущественно меди. Подчеркнем, технология золочения, как и основная часть технологий строительства храмов не претерпели значительных изменений со времен Византии.

Особым нюансом в строении купола является его участие во внутреннем убранстве храма: крупные купола имеют форму полой полусферы. Внутренняя часть при этом является сводом с росписью в технике фрески. Примеров таких куполов масса, чаще это относительно поздние памятники архитектуры: Исаакиевский Собор, Казанский Собор.

 kupola002

Конструкции куполов

1. Купол

2. Парусный купол

3. Купол на барабане

4. Вспарушеный купол

5. Восьмигранный купол

6. Зонтичный купол

Опоры:

7. Подпруженые арки

8. Консольная

9. Паруса

При позолотных работах важно чтобы специалист хорошо  знал, как именно устроен конкретный купол: материалы, состав металлов, подверженность окислению, способ крепления, толщина покрытий, история предыдущих работ, отчетность по применявшимся химическим составам. Само собой это лишь один из моментов — их масса и чем больше информации собрано до работ, тем лучше. Это существенно влияет на многие процессы, например, на систему строения лесов. Но в данном материале этот момент не будет рассматриваться.

 Продолжение статьи тут

Москва

Духовской переулок 1/14
+7 (499) 110 3452
 
 

С-Петербург

Газовая ул. д. 10
+7 (812) 385 5189

Компания работает по всей территории России.

Наш основной профиль:

Карта сайта


Яндекс.Метрика